Доклад

«Роль игры в процессе обучения»

В  свете  современных  требований  к  школе,  когда  перед  учителями стоит  задача  научить  каждого  ребенка  самостоятельно  учиться,  особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При  этом  не  менее  важным  требованием  современности  является снижение  психических  и  физических  перегрузок  школьников.  Одним  из средств,  содержащих  в  себе  реальные  возможности  осуществления  обеих этих важных задач, является игра.  Современная  теория  игры  базируется  на  ряде  фундаментальных исследований,  которые  доказывают  ее  чрезвычайно  важное  значение  в развитии  ребенка.  Исследователями  экспериментально  проверено  и убедительно  показано  резкое  возрастание  у  детей  интереса  к  учебным действиям,  если  они  включаются  в  игровую  ситуацию.  Учебные  задачи становятся  для  учащихся  более  доступными,  общая  продуктивность деятельности  заметно  повышается.  Это  можно  считать  широкое использования игры в организации процесса обучения. Вместе с тем немало исследований и наблюдений свидетельствует, что в ряде случаев именно необоснованное включение в учебную деятельность игровых  моментов  снижает  познавательную  направленность  обучения, приводит к подмене серьезного учебного труда пустой занимательностью Как  показывают  наблюдения,  многие  учителя  имеют  не  вполне правильные установки относительно игр, которые часто понимаются именно как развлекательный момент урока.

Для  того,  чтобы  процесс  познания  был  более  продуктивным,  еще К.Д.Ушинский  советовал  включать  элементы занимательности,  игровые момент в серьезный учебный труд учащихся. В  дошкольном  возрасте  игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни ребенка.

Она занимает значительное место и впервые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения,  где  им  приходится  сравнивать  множества,  выполнять арифметические действия. Игра ставит учащихся в условия поиска, .пробуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В  играх,  особенно  коллективных,  формируются  и  нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более  интересным  и  занимательным,  создает  у  детей  бодрое  рабочее настроение,  облегчает  преодоление  трудностей  в  усвоении  учебного материала. Приемы  зрительной,  слуховой,  двигательной  наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи-шутки, моменты неожиданности,  соревнования  способствуют  активизации  мыслительной деятельности. Большинство  игр  заключает  в  себе  вопрос,  задание,  призыв  к действию,  например:  кто  верней  и  быстрей?.  Не  зевать!.  Отвечай  сразу!. Получи сдачу и т.д. Значительная  часть  игр  позволяет  сделать  то  или  иное  обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания  в  единстве,  системе,  в  новых  связях,  что  содействует  более глубокому усвоению пройденного. Например, при закреплений учащимися знания таблицы умножения я часто использую игру «Поймай рыбку».

На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан, например, один из следующих табличных случаев:

54:9   56:8

7*6     42:7

48:6   7*9

8*7    4*8

72:8   39:9

Двое  учеников  выходят  к  доске  и  по  команде  начинают  решать примеры. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. По истечении времени, отведенного  на  вычисление,  учащиеся  сверяют  свои  ответы  с доской. Тот из учеников у доски, кто решил примеров больше и не допустил ошибок, тот и поймал больше рыбок. Он и считается лучшим рыбаком.

Игра эта простая, но она позволяет в игровой форме повторить таблицу умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми. Многие  игры  и  упражнения  строятся  на  материале  различной трудности,  что  дает  возможность  осуществить  индивидуальный  подход, обеспечить  участие  в  одной  и  той  же  игре  учащихся  с  разным  уровнем знаний.

Например, дается самостоятельная работа в виде игры «Кто первый полетит в космос?» Поскольку это игра, дети чувствуют себя свободно, а потому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же,  но  степень  помощи  к  ее  решению  для  каждого  ученика  оказывается разная.  Так,  например,  хорошо  подготовленным  ученикам  предлагается решить  задачу  по  краткой  записи,  составив  по  ней  выражение;  слабо успевающим  ученикам -составить  задачу  по  краткой  записи  и закончить ее решение.

Объясняется  цель  игры:  тот  кто  решит  задачу,  мажет  считать  себя космонавтом, так как, для того чтобы полететь а космос, надо хорошо знать математику. На  таких  уроках  ставится  цель  привития  любви  к  математике  у учащихся с сильными и слабыми математическими способностями. Каждый ученик старается быть космонавтом. По мере завершения заданий на доске записываются фамилии и имена зачисленных в отряд космонавтов . А тем, кому не удалось попасть в этот список, оказывается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз он не испытывал разочарования и вместе с другими могли полететь в космос. Создание  на  уроке  игровой  ситуации  приводит  к  тому,  что  дети, увлеченные  игрой,  незаметно  для  себя  и  без  особого  напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

В  процессе  работы  на  уроке  полезно  включать  логические  игры,  в которых путем несложных умозаключений можно предвидеть предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила. Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров  можно  преподнести  так,  что  работа  эта  не  покажется детям скучной и утомительно, Для этого достаточно придать упражнениям занимательный характер, включив в работу элементы соревнования.  Форма  игры  захватывает  ребят,  и  они  с  удовольствием  выполняют задание. Приведу некоторые игры и упражнения, которые используются мною в работе с классом почти на каждом уроке , начиная с первого года обучения. Проводятся  они  в  течение 5-10  мин  в  начале  или  конце  урока  в зависимости  от  цели  и  задачи  урока  Это,  как  правило,  игры,  в  которых активное участив принимает весь класс:"Кто скорее?", "Забей в ворота мяч", "Какая фигура исчезла ?, "Лесенка", "Не зевай", "Молчанка" и др. Хорошая игра похожа на хорошую работу, писал А.С.Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе детей. Приведу несколько примеров игр на уроках чтения: 

"Букварь" с 98. М, 1985 г. Здесь  ученики  должны  прочитать  два  столбика  слов.  В  одном приводятся названия "взрослых" животных (слон, лев, гусь и т.д.), а в другом - имена малышей (тигренок, слоненок, львенок) и т.д. Если учитель просит

прочитать слова парами (малыша с папой вместе, например: тигренок- тигр), то он ставит перед детьми учебную цель по чтению- прочитать. Если же учитель подскажет детям воображаемую ситуацию «В джунглях темнее. Все зверята заигрались, и теперь, в сумерках, они не могут найти дорогу домой. Родители  страшно  волнуются.  Давайте  поможем  малышам  найти  самую короткую  дорогу  к  папе  с  мамой»,  то  дети  совершат  го  же  действие - прочитав слова парами. И это уже будет не как самоцель, а как условие развития  игрового  сюжета,  но  с  другой  более  высокой  мотивацией Учительская оценка тоже должна строится в виде игры:" Ты очень быстро спас тигренка. Спасибо от папы - тигра". Игры со схемами "Волшебная страна". Условия игры:

"В нашей волшебной стране есть все, что есть на Земле. Но это все невидимо. Любой предмет появится перед вашими глазами, если правильно написать схему его имени. Предмет появится даже в том случав, если схема будет неверной. Но тогда предмет будет сломанным и негодным . Вот как эта игра может развертываться при освоении слоговых схем . Сюжет "Полет на Луну!? "Прежде всего, -говорит учитель, -построим ракету . Для этого дети на листах рисуют схему : Если учитель замечает, что у кого-то схема с ошибкой, то просит класс решить: чья ракета взлетит  -Петина или Витина? Ракету построили летим. Вдруг прибор сообщает, что у нас авария, вот где: (показания прибора). Срочно ищите аварию? Ты считаешь, что сломан мотор? Нет, на приборе - три слога. Скорей, а то случится беда. Так, дети (не без подсказки учителя) обнаруживают,  что  сломался  двигатель,  чинят  его  и  благополучно прилуняются. Дома на листах со схемами дети рисуют свой полот на луну. Сюжет «Помощники Айболита».

«Мы поехали с Айболитом в Африку лечить зверей. Айболит оставил нам своих пациентов и просил заполнить их "истории болезни". Запишем имя больного – мартышка (Дети рисуют схему.

Диагноз Айболит записал сам:

У  мартышки  болит (живот).  Идем  в  аптеку.  Больному  надо  дать касторку. Читаем надписи на пузырьках: По  такому  принципу  учитель "повести "  класс  и  в  будущее,  и  в глубокую древность, и в гости к морскому царю. "Чтение слогов"

Мы все знаем, что навык чтения надо тренировать с навыком письма и звуковым  анализом.  Сюжет  игр  прост «Малыш  только  что  начинает говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит первых два звука. Слова:  Кукла-ку, малыш-ма, ложка-ло и т.д.

Вариант для письма: учитель показывает картинки или предметы, дети пишут первые два звука. Много  и  других  игр  по  страницам "Букваря". «Какая  буква заблудилась?», «Бюро  находок», «Третий  лишний»  и  др. «Страна  слов» (огород весной). Сегодня  школа  ставит перед собой задачу не только  научить  детей учиться, но и вызвать у них интерес к учебной деятельности. Этот интерес можно вызвать и с помощью ролевой игры, xoтя в учебном процессе она вше недостаточно  используется.  Н.К.Крупская  в  свое -  время  писала:"Школа отводит мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Тут нужны переходные формы". Усваивая  разные  понятия  на  уроках,  учащиеся  становятся "участниками"  событий,  представляют  себя  специалистами  разных профессий.  Ролевую  игру  можно  готовить  заранее,  можно  проводить-  с одним учеником, с группой учащихся или со всем классом. Чаще всего игра подготавливается активной группой. Учащиеся  получают  роли,  которые  затем  обыгрываются  при закреплении нового или при проверке домашнего задания. Тема о профессиях, о труде особенно ярко раскрывается при изучении стихотворения  В. Маяковского «Кем быть?» в 3 классе. Ролевые игры на этом уроке занимают 7-8 мин., проводятся они после чтения стихотворения, ответов на вопросы и выборочного чтения.

Первая игра. Назовите по вещам, инструментам, машинам профессию. (показатель  иллюстрации,  где  изображены  молоток,  бескозырка, фонендоскопа, ножницы и нити, самолет).

         Вторая игра.

Обращаюсь к классу игрой:

«Представьте себе, что сейчас 2020год……

Вы - взрослые, достигли своей мечты, стали тем, кем хотели. Пришли на встречу с учительницей и её учениками. Расскажите о своей работе. Выходят ученики и рассказываю о «своих» профессиях. (дети - врач, лесник, учитель - рассказывают о своей работе). А какие интересные ролевые игры можно провести, работая по теме:  «Магазин». А какое поле деятельности для игр на уроках русского языка! Это и «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадки, вставить пропущенные буквы и написать отгадки:

По Полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет паро…

То наза…, то впере..,

А за ним такая гла..ь,

Что и зыби не видать. (Утюг).

«В две колонны становись!», « Кто скорее?» и много других.

А какую прелесть для детей могут подарить детям минутки отдыха на уроке: это и упражнения и веселые минутки. Для закрепления игровых форм в нашей школе, я предлагаю проводить недели русского языка, недели математики т.д.

Учитывая  возрастные  и  психологические  особенности  учащихся начальных классов, надо сделать так, чтобы материал к неделе был яркий, эмоциональный, интересно оформленный, а также небольшой по объему и доступный для понимания. Вот, например, в неделю русского языка можно включить следующие

виды работы:

а) диктант

б) олимпиада

в) конкурс чтецов

г) грамматический бой 

д) конкурсное сочинение

е) утренник

Проводя игры я замечаю, что у детей повышается интерес к знаниям. Дети,  которые  часто  бывают,  пассивны  на  уроках,  становятся  более активными. Игры для уроков и внеурочного времени я беру из журнала «начальная школа»; книг: «внеклассная работа по математике  в начальной школе», « Внеклассные  занятия  по  русскому  языку  в  начальных классах», «игры  с карандашом», «Занимательные задания по русскому языку» и др.

 

 

 

 

Выступление на тему: «Выразительное чтение»

Культура звучащей речи - одна из важнейших задач обучения русскому языку. Если раньше наша система обучения языку слишком долго оставляла вне поля зрения культуру звуковой стороны речи, то в настоящее время действующие программы по русскому языку для начальных классов выдвигают целую систему мер, повышающих культуру устной и письменной речи.  В программе неоднократно упоминается необходимость развития в учащихся умения воспринимать речь на слух, слушать рассказ или чтение учителя, соблюдать интонацию не только при чтении, но и при передаче содержания прочитанного. При этом обязательным качеством чтения  и речи является выразительность. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Речь отражает замысел, намерение говорящего, а при чтении передается чужой текст. Прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание  (идею и замысел писателя),  и только после этого  преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, умеют отвечать на вопросы и т.д. Однако не у всех четкая  и внятная, достаточно грамотная и, конечно, правильная  с точки зрения общепринятых норм произношения отдельных звуков и слов.  Дети «смазывают» звуки, у них неясная дикция.

      Совершенствование речи школьников - далеко не единственная задача. Понять идейное содержание, вдумчиво относиться к слову, эмоционально воспринимать художественные образы - другой аспект выразительного чтения.

      Известно, как высоко ставил Макаренко умение убедительно, эмоционально говорить, владеть разнообразной интонацией. Сам он владел этим умением в высшей степени. "Я сделался настоящим  мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился  давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.

      Первый класс – этап первоначального обучения письму и чтению. Дети учатся на слух воспринимать  звуки, потом эти звуки воспроизводят, артикулируя и интонируя слышимую речь.  В первом полугодии надо достаточно работать над воспроизведением звуков (фонем) в слове отдельно, особенно над теми звуками, которые трудны для произношения. В моем классе  трудными  оказались звуки шипящие и звуки [р] и [л]. Ребята и в письме путают эти звуки. Что же я делаю в таких случаях?  Во-первых,  держу постоянную связь с логопедом. Во-вторых, на уроках чтения и письма тренирую детей в произношении этого звука. Например, звуки [с],  [ш]. Мы составляем  слоги: са, ша, аш, са, си, ши; слова Саша, шашки, Шура, шина, машина, заучиваем скороговорки, при повторении которых надо работать губами:

              -  Шуршат камыши, в камышах малыши.       

              -  Все с базара, а Назар на базар.

              -  Тише мыши, кот на крыше.

              -  У  осы не усы, не усища, а усики.

              -  Жу - жу - жу

                 Я на ветке сижу,

                 Букву ж все твержу.

              -  Карл у Клары украл кораллы

                 и Клара у Карла украла кларнет.

    ж - Женя, Жучок, Жора, жук, кружок

    ч- часы, часовщик, чурбан, чугун

    р- рак, рука, Рита, крылья

    л - лак, лук, мил, ложа, акула

   Часто провожу письмо по памяти, где встречаются звуки с трудным произношением

             - Саша и Шура сидят на суку. Так первоклассники учатся правильно выговаривать фонемы, слова...

      В первом классе мы детей  учим правильно читать и воспроизводить тексты. Для этого дети должны уметь интонировать предложения (?, !,  ,), делать правильное логическое ударение.

             Ты идешь на улицу?

             Ты идешь на улицу?

             Ты идешь на улицу?

Мы разбираем предложения, отвечаем. (Да, я иду на улицу. Да, иду на улицу. Да, на улицу).

        В начальный же период обучения обращаю внимание  на мелодику речи - повышение и понижение голоса. Например:

             На улице прекрасный день.   

             На улице прекрасный день.        

              На улице прекрасный день.       

(Стрелка указывает понижение, повышение голоса).

        Логическое чтение -  один из видов подготовительной работы к выразительному чтению. Суть ее заключается в том, чтобы дети  вдумывались в содержание читаемого текста,  в значение слов, точно подбирали слова для ответа. Например, во втором классе мы прочитали стихотворение Барто "Мы не заметили жука".     

          Мы не заметили жука

          И рамы зимние закрыли,

          А он живой,

          Он жив пока,

          Жужжит в окне

          Расправив крылья...

 

          И я зову на помощь маму:

          - Там жук живой!

          Раскроем раму!

И провели такую работу по содержанию: О чем это стихотворение?  

                                                                    Почему закрывают рамы? 

                                                                    Как закрывают? 

                                                                    Почему жук «жив пока»? 

                                                                    Что с ним случится?

                                                                    Почему ребята раскрыли раму? 

   

Во время чтения этого стихотворения детьми слежу за мелодикой речи, исправляю монотонную речь.

         Правда, понятие о логическом ударении мои дети получают только во втором классе. Но представление о логическом ударении не может быть сформировано прежде, чем словесное ударение.

Снег, снежок, снеговик.

Дождик, ветерок, осень, холод, сырость.

         Дети – первоклассники знакомятся с ударными и безударными слогами. Учатся правильно выговаривать слова и словосочетания.

Портфель, случай, магазин.

         Что же я делаю, если в классе кто-то не выделяет ударный слог? У таких детей чтение отрывистое, нет плавности, как бы все слоги безударные. Я заставляю вытягивать гласные.

Поо неебуу  гоолуубоому

Прооеехаал гроохоот грома.

Ии сноова все моолчиит.

         При повторном чтении заставляю вытягивать только ударные слоги. Такой метод помогает, если ребенок болен нервной болезнью. Такие дети при чтении часто повторяют слоги, или какой-то согласный перед гласным не выговаривается.  Они произносят  примерно так:

П-по не-небу го-голубому.

Важно отметить, что такие дети читают увереннее, когда чуть «подпевают».

         В начальных классах дети понимают не все синтаксические структуры. Например:

Много снегу – много хлеба.

Снег глубок – хлеб хорош.

         Это бессоюзные предложения. Дети без учителя такие предложения осмысливают неверно. В своем чтении они не соблюдают интонации. Поэтому я обязательно даю образец чтения. К моделям интонации дети очень чутки и легко усваивают их имитационным способом.

         Слушание речи другого человека – важный момент в развитии выразительного чтения. В процессе слушания укрепляется способность понимать речь, реагировать на нее, действовать в соответствии с ее содержанием. Поэтому подготовка к чтению даже небольшого текста обязательна. Незнакомый текст таит в себе много неожиданностей. Например, стихотворение С.Маршака «Урок родного языка». Сначала я провожу беседу о войне (сколько бед она приносит), мире. После дети переходят к выразительному чтению, используя разметку.

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом,

Пишут по белому черным,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна война!»

         Во втором классе я углубляю работу по выразительному чтению. Использую неязыковые средства – жесты и мимика. Они способствуют достижению точности и выразительности речи и чтения. Мимика и речь выражают радость, гнев, горе, печаль и т.д. Практика показывает, что школьники часто, читая или рассказывая, вообще не используют такие средства. А ведь умелое использование жестов и мимики делают нашу речь выразительнее, позволяют ученику точнее передать содержание. Всю работу над жестами я строю из двух этапов. Первый этап – «без слов», второй этап – «жест», «мимика и слово». Даю ситуацию, дети показывают жесты, но «без слов». Например: «Мама отдыхает, маленькие дети шумят. Каким жестом их остановить». (Палец к губам). Конечно, соответствующая мимика.

«На другой стороне улицы подруга. Как ты ее позовешь?»

«Каким жестом ты попросишь уйти?»

«Решаете на уроке задачу, и задача не получается».

«Вы пришли домой радостные и сообщаете маме, что получили оценку «5».

Значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя  вместо слов жест и мимику.

         Мимика – схема помогает понять движения и выражение лица.

 

 Дети должны рассмотреть рисунки - схемы с изображением различных видов мимики, определить, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок.

         В моем классе дети любят инсценировать. На утреннике «Весна» дети убедились в роли жеста и мимики. На сцене медведь.

«Без забот и без тревоги

Спит медведь в своей берлоге».

         Ученик читает протяжно, жестом изображая «беззаботного медведя».

«Будешь, худ с такой едой

Я не ел четыре дня» - изображает другой ученик «голодного волка», медленно поглаживая свой животик.

         Вообще, наши дети – это маленькие артисты. В них живет нераскрытый талант. Нет неспособных детей.

         - Вспомните стишок «Идет коза рогатая», - говорю я детям. – Представьте, вы его рассказываете младшим. Старайтесь читать выразительно, используя жест и мимику.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ –топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Дети инсценировку показали без слов, жестом и мимикой. И неплохо получилось.

Выразительная речь развивается и при пении. При разучивании текста песни я слежу за тем, чтобы дети пользовались умеренным звучанием голоса на определенной высоте, наблюдаю за активностью речевого аппарата. Требую ясного произношения всех звуков. Дети поют:

Приди, весна, и снова

Все рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки зацветут.

На этих упражнениях развивается слух, чувство ритма, совершенствуется произношение. Это хорошая гимнастика для мышц ротовой полости.

         Выразительное чтение и нравственные чувства ученика неразрывно связаны. Читая выразительно, мы направляем чувства в нужное русло. Большое значение имеет чтение учителя. Любое произведение можно прочитать так, что оно не оставит в душе ребенка никакого следа, а можно прочитать по- иному, что целый класс замирает. После выразительного чтения дети испытывают желание поделиться своими чувствами. Читаем в классе Л.Толстого «Лев и собачка»

- А почему лев умер? – спрашивают дети.

         Сколько жалости в их глазах. Если в классе читает выразительно учитель, я уверена, неплохо читают и дети.

         Выразительное чтение – это не только дикция, мимика и жест, но и правильное дыхание. В моем классе ученик Миша вдох и выдох делал в середине слова. Примерно так: «На улице безо-блачное небо» Я с ним провела такие упражнения:

- Чтение предложения на одном выдохе.

         Наступила весна, прилетели птицы.

- Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

         Задремали звезды золотые,

         Задрожало зеркало затона.

         Конечно, мальчик научился правильно дышать, и чтение его стало ровным.

         Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. У каждого учителя своя методика. Я перечислила наиболее понравившиеся мне моменты.

       

  

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«Экологическое воспитание в начальных классах»

Пояснительная записка

«Маленький человек должен любить всё живое,

ведь только доброта открывает ребёнку и

детскому коллективу радость взаимопонимания»

 

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Например, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы, грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. Поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимыми для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.

Древнекитайская мудрость  гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия».     

Следовательно мы должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменить или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.

В.А.Сухомлинский писал: Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

   В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

  Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

    Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

   Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

  Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов.

   Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества. Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экоеистем, пропаганду экологических идей.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

       Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

    Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

     На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.

      На этапе теоретического изучения способов гармонического воздействия общества и природы учителя обращаются к рассказу, который позволяет представить основы охраны природы в разносторонних связях. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, опыт принятия решений, развивают интересы.

Средством психологической подготовки школьников выступают ролевые игры.

На уроках природоведения решается три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.

Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенными, обязательно нужно формировать экологического сознание. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

     Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по- разному. Экологические сюжеты о похождениях Эколобка. Существует немало литературы для познания экологии, где в занимательной форме описана жизнь животных, где действуют персонажи из мира животных.

Организация учебного процесса в форме экскурсии. Существуют и те, которые создают программы и учебники отличных от традиционных. В центре внимания которых – взаимодействие человека и природы.

Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

© elenachugunova1967

Бесплатный хостинг uCoz